Математик МГУ изучил систему, описывающую движение жидких кристаллов

Сотрудник механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова доказал теорему существования и единственности для полной трехмерной математической системы. О своем исследовании ученый рассказал в статье, опубликованной в журнале Mathematical Models and Methods in Applied Sciences.

Трехмерная математическая система — это полное математическое описание какого-либо явления или процесса, происходящего в реальности. В ходе данного исследования ученые составили такую систему для описания динамики жидких кристаллов — веществ, имеющих свойства жидкостей и кристаллов одновременно — и доказали для нее теорему существования и единственности. Данная теорема является основой решения математической задачи, устанавливая условия, при которых это решение существует. Решение возможно, только если доказаны единственность решения и корректность самой постановки задачи.

«В работе рассматривается полная система Эриксена-Лесли, которая описывает движение жидких кристаллов. Для этой системы впервые была доказана теорема существования и единственности как для периодических сред, так и для ограниченной области с различными краевыми (граничными) условиями», — рассказал автор статьи Григорий Чечкин, доктор физико-математических наук, профессор кафедры дифференциальных уравнений отделения математики механико-математического факультета МГУ.

В ходе работы ученые использовали методы качественной теории дифференциальных уравнений с частными производными и методы функционального анализа.

«Описание движения жидких кристаллов представляет трудную задачу с точки зрения как физики и механики, так и математики. Ценность работы в том, что нам удалось доказать теорему существования и единственности. Такие результаты непосредственно помогают правильно моделировать динамику оптически одноосных жидких кристаллов и таким образом дают возможность решать множество чисто теоретических задач физики, а также прикладных инженерных задач», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Московского государственного университета печати, Шанхайского университета Цзяо Тун (Китай) и Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария).

Раскрыт секрет магического фрукта

В Западной Африке существует растение, которое люди называют не иначе как магическим фруктом. Человек, съевший несколько плодов, перестаёт ощущать кислый вкус, и, например, лимоны для него становятся сладкими.

Последний полет «Дискавери»

7 марта на Землю возвращается многоразовый корабль «Дискавери» — шаттл завершил свою миссию, доставив на Международную космическую станцию модуль-кладовку для хранения самых разных вещей, скопившихся там за 10 лет. Это был последний полет «Дискавери».

Химики из МГУ создали основу для антидота против химоружия и пестицидов

Сотрудники химического факультета МГУ имени М.В.

Филологи МГУ нашли редкую рукопись XIII века

Профессор кафедры германской и кельтской филологии МГУ, доктор филологических наук Наталия Ганина и ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского

Опасность с нами рядом. Часть I

Мы расскажем истории о растениях нашей полосы, которые могут быть весьма небезопасны для человека. Первыми на ум приходят ядовитые? Беладонна, волчья ягода... Спешим обрадовать — есть и поинтереснее, но и о ядовитых тоже поговорим. Но позже.