Математик МГУ изучил систему, описывающую движение жидких кристаллов

Сотрудник механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова доказал теорему существования и единственности для полной трехмерной математической системы. О своем исследовании ученый рассказал в статье, опубликованной в журнале Mathematical Models and Methods in Applied Sciences.

Трехмерная математическая система — это полное математическое описание какого-либо явления или процесса, происходящего в реальности. В ходе данного исследования ученые составили такую систему для описания динамики жидких кристаллов — веществ, имеющих свойства жидкостей и кристаллов одновременно — и доказали для нее теорему существования и единственности. Данная теорема является основой решения математической задачи, устанавливая условия, при которых это решение существует. Решение возможно, только если доказаны единственность решения и корректность самой постановки задачи.

«В работе рассматривается полная система Эриксена-Лесли, которая описывает движение жидких кристаллов. Для этой системы впервые была доказана теорема существования и единственности как для периодических сред, так и для ограниченной области с различными краевыми (граничными) условиями», — рассказал автор статьи Григорий Чечкин, доктор физико-математических наук, профессор кафедры дифференциальных уравнений отделения математики механико-математического факультета МГУ.

В ходе работы ученые использовали методы качественной теории дифференциальных уравнений с частными производными и методы функционального анализа.

«Описание движения жидких кристаллов представляет трудную задачу с точки зрения как физики и механики, так и математики. Ценность работы в том, что нам удалось доказать теорему существования и единственности. Такие результаты непосредственно помогают правильно моделировать динамику оптически одноосных жидких кристаллов и таким образом дают возможность решать множество чисто теоретических задач физики, а также прикладных инженерных задач», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Московского государственного университета печати, Шанхайского университета Цзяо Тун (Китай) и Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария).

Часть воды на Землю принесли астероиды

Астроном Владимир Бусарев (Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга МГУ) изучил гидратированные соединения на астероидах высокотемпературных типов

Сибирские геологи изучат залежи углеводородов в Арктике на платформе "Северный полюс"

Татуировка здоровья

Если обратить на него пристальное внимание, то обычный термометр может рассказать нам много важных вещей о нашем здоровье. Для этого надо лишь измерить температуру тела с точностью до десятых долей градуса.

Изобреcти колбасу

Роспатент ежегодно публикует список 100 лучших изобретений России. Недавно появился перечень за 2011 год. Давайте вместе посмотрим на плоды трудов отечественных «кулибиных»!

Забытые болезни. Часть II

Неизвестные науке заболевания поражали тысячи людей не только в Средние века, но и в Античность. Так, никто не знает, что собой представляет так называемая "чума" Фукикида, названная по имени афинского историка V века до нашей эры.